Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект

Здоровье обучающихся – общее дело родителей и педагогов

Ушакова Мария Андреевна

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Всемирная организация здравоохранения считает важнейшей частью системы образования - обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. Как показывают различные исследования, образование и здоровье неотделимы. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников - есть актуальная педагогическая задача.

В соответствии со ФГОС при получении начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Одним из качеств личностных характеристик выпускника Стандарт выделяет - выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Миссия: создание комплекса мероприятий по активизации и актуализации темы здоровья через формирование здорового образа жизни и ответственного поведения среди учащихся.
Цель проекта –  способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- Сформировать интерес у учащихся  к теме здоровья, совершенствовать поведенческие навыки ответственного отношения к своему здоровью.
- Развивать желание вести активный и здоровый образ жизни
- создание программы, направленной на формирование ответственного, бережного отношения к своему здоровью
Идея проекта:
Проект проводится с целью формирование у детей - участников проекта  стремления к здоровому образу жизни, стимулировать проявление повышенного внимания к своему здоровью.
Принципы проекта
- аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта в личностной сфере, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из базовых ценностей человеческого бытия;
- деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект-субъектных позиций и направленную на реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса;
- системный подход, который объединение усилия школы и родителей. Так же включающий мониторинг получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей. 
Для детей основными составляющими элементами здорового образа жизни являются:
  1. Рациональное питание
  2. Двигательная активность
  3. Полноценный отдых
  4. Общеукрепляющие мериприятия  
Исходя из этого, нами были разработаны основные направления деятельности нашего проекта, охватывающие все элементы ЗОЖ.
 
Основные направления деятельности:
"Основы знаний о здоровом образе жизни" Это направление решает следующие задачи:
  • закреплять знания о здоровом образе жизни
  • развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
  • формировать активность и инициативность детей
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни
  • сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
  • вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни
"Воспитание культуры здоровья" Это направление решает следующие задачи:
  • сформировать умение содержать свое тело в чистоте
  • расширять знания о средствах гигиены
  • воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
"Движение - жизнь" Это направление решает следующие задачи:
  • формировать самостоятельность;
  • воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
  • содействовать физическому развитию школьников;
  • развивать внимание детей
 
Организация деятельности проекта
Наша работа над проектом делится на 2 части.
1 часть 2017-2018 гг
Этап I Подготовительный
Цель: изучение возможностей и потребностей обучающихся и их родителей по вопросы гигиены полости рта.
Задачи:
 - анкетирование обучающихся (см. приложение 1);
 -  анализ результатов;
Учитывая возраст анкетируемых, вместе с врачом-стоматологом (родитель одного из учеников), были составлены вопросы. Вопросы анкеты «Как я ухаживаю за полостью рта» направлены на изучения уровня владения ребятами знаний и способов ухода за полостью рта.  
Итоги анкетирования показали, что чистят зубы два раза в день только 27% опрошенных; один раз в день (редко) – 73%. Полощут рот каждый раз после еды только 4%, полощут рот один раз в день (редко) – 20% опрошенных; 76% опрошенных вообще не пользуются ополаскивателем для полости рта. Меняют зубную щетку один раз в три месяца (часто) 55% опрошенных; редко (раз в полгода) – 45%. Посещают стоматолога часто (один раз в полгода) – 28% опрошенных, редко (раз в год) – 48%, не помнят, когда были в последний раз 24% опрошенных.
Анализируя ответы детей на вопросы, мы пришли к выводу о необходимости создания проекта на тему «Зачем чистить зубы?». Ведь от здоровья полости рта, зависит и здоровье всего организма. 
ЭТАП II Реализация проекта
Цель: создание поучительного, интересного для обучающихся проекта.
Задачи:
- изучение литературы;
 - создание продукта (буклета);
- подготовка защиты проекта.
Ожидаемый результат.
- овладение учащимися знаниями о гигиене полости рта, осознание ими ответственности ими за своё здоровье;
- вовлечение в активную деятельность большого круга детей, развитие творческих способностей;
-использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме гигиены полости рта и правильном питании.
На втором этапе обучающиеся вместе с родителями подбирали информацию о гигиене полости рта, последствиях болезней полости рта.
Был выполнена большая творческая работа: подготовлена сценка «У стоматолога», подобрана песня о красивой улыбке, придуманы загадки.
Вместе с врачом – стоматологом был составлен буклет «Секреты здоровой улыбки», в котором напечатаны загадки о зубах, советы по уходу за полостью рта.
На защиту проекта ученики класса пришли в костюмах стоматологов, докторов.
На защите проекта обучающимся был выдан буклет.
ЭТАП III Заключительный
Цель: повторное анкетирование обучающихся и их родителей с целью выявления уровня знаний и способов по уходу за полостью рта
Задачи:
- выявить результаты проекта (повторное анкетирование)
- содействовать развитию физических, творческих, познавательных возможностей детей;
- активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни (ознакомление родителей с итогами проекта)
- распространение результатов (написание статьи)
Повторное анкетирование показало, что положительные результаты у проекта есть.
Итоги анкетирования показали, что чистить зубы два раза в день стали 35% опрошенных; один раз в день (редко) – 65%. Полощут рот каждый раз после еды 10%, полощут рот один раз в день (редко) – 30% опрошенных; 60% опрошенных вообще не пользуются ополаскивателем для полости рта. Меняют зубную щетку один раз в три месяца (часто) 75% опрошенных; редко (раз в полгода) – 25%. Посещают стоматолога часто (один раз в полгода) – 37% опрошенных, редко (раз в год) – 50%, не помнят, когда были в последний раз 13% опрошенных.
 
Данная анкета была предложена и родителям обучающихся.
Анкетирование взрослых после защиты проекта, изучения буклета показало, что чистят зубы два раза в день 55% опрошенных взрослых; один раз в день (редко) – 45%. Полощут рот каждый раз после еды 30%, полощут рот один раз в день (редко) – 30% опрошенных, 40% опрошенных вообще не пользуются ополаскивателем для полости рта. Меняют зубную щетку один раз в три месяца (часто) 85% опрошенных взрослых; редко (раз в полгода) – 15%. Посещают стоматолога часто (один раз в полгода) – 45% опрошенных, редко (раз в год) – 35%, не помнят, когда были в последний раз 20% опрошенных взрослых.
Работая над проектом, мы получили положительный результат не только с точки зрения гигиены полости рта, но и привития культуры правильного питания. Родителям и обучающимся понравилось работать вместе, что подтолкнуло нас на создание комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся. 
2 часть 2018-2019 гг
Этап I Подготовительный
Цель:  изучение возможностей и потребностей  педагогического коллектива и  родителей по оздоровлению детей, внесение изменений в  содержание проекта на основе результатов диагностики детей и родителей.
Задачи:
-  изучить и проанализировать учебно – методическую литературу;  
- проанализировать характер оздоровительных мероприятий;
-  определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интересов к проблеме ЗОЖ;
-  провести диагностику запросов, интересов и пожеланий  детей. 
№ п/п Мероприятие Сроки об исполнении
1. Разработка плана по подготовке и реализации проекта.
Изучение учебно -  методической литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся,   медицинских карт школьников
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целью и задачами.
 Август-сентябрь
 
         
                                  
2. Проведение утренней зарядки за 5 минут до уроков. Ежедневно
3. Диагностика запросов, интересов и пожеланий учащихся. Анкета для учащихся. (см. приложение 2 ) 10.09 – 15.09.
4. Беседа с родителями на родительском собрании о ЗОЖ школьников, анкетирование родителей. (см. приложение 3 ) 13.09
5. Деловая игра «Наше здоровье» (определение степени интереса к вопросам ЗОЖ):  
Работа в творческих группах:  
1 гр. – «Мы – друзья спорта». 
2 гр. – « Мы – друзья ЗОЖ». 
3 гр. – « Мы – друзья питания». 
4 гр. – « Мы – друзья хорошего настроения». 
Обсуждение и защита проектов (создание плакатов).  
17.09-22.09
6. Внесение изменений в содержание проекта на основе результата диагностик. 26.09-29.09
 
Итоги подготовительного этапа:
1)изучена литература, проанализированы ресурсы;  
2) проведена диагностика родителей и детей;
3) проведена работа с родителями с целью повысить интерес к ЗОЖ обучающихся;
4) подготовлены списки родителей, желающих оказать помощь в организации проекта;
5) скорректирована дальнейшая работа над проектом;
 
Этап II
Реализация проекта
Цель: реализация целей и задач через отработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих  форм, методов, приёмов и технологий.
 
Задачи:
- реализовать   творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;
- ориентировать учащихся на  пропаганду идей здорового образа жизни;
- формировать у учащихся культуру здорового образа жизни;
- развивать нравственные и коммуникативные качества;
Работа ведётся по 3 направлениям:
- "Основы знаний о здоровом образе жизни"
- "Воспитание культуры здоровья"
- "Движение - жизнь"
 
Все мероприятия разбиты на 4 блока.
Ожидаемый результат.
- овладение учащимися знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.
- увеличение посещаемости в том числе в период эпидемии гриппа.
- повышение двигательной активности
- сформированная привычка выполнять утреннюю зарядку
- вовлечение в активную деятельность большого круга детей, развитие творческих способностей
-использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Этап III
Заключительный
Цель: обобщение и осмысление опыта по  формированию здорового образа жизни учащихся (2017 -  2019 уч. г.).
Задачи:
- выявить результаты проекта (повторное анкетирование)
- содействовать развитию физических, творческих, познавательных возможностей детей;
- активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни (ознакомление родителей с итогами проекта)
- распространение результатов (написание статьи)
 
Нормативное обеспечение:
1. Конвенция ООН о Правах Ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4. Федеральные государственные требования к ОУ в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2006г.);
5. Санитарные правила и нормы (СанПиНы) 24ю22821-10-3 марта 2011г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 06.10.2009 г.
№ 373;
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897;
 
Участники проекта:
Родители (законные представители), учащиеся, педагогический коллектив, служба сопровождения гимназии, профильные специалисты.
Ожидаемые результаты:
Итогом курса мероприятий является привлечения внимания учеников и родителей к вопросам здорового образа жизни. Это поможет детям и родителям получить больше информации о правилах и нормах здорового образа жизни, это позволит снизить заболеваемость учащихся.
 
 Формирование осознанного отношения учащихся к здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
·         Получение новой информации учащимися
·         Развитие коммуникативных умений;
·         Развитие умения самоанализа и рефлексии.
  • Развитие совместной деятельности семьи и школы.
  • Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса.
 
Элементы риска:
  1. трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях;
 
Сильные и слабые стороны в работе проекта
Сильные стороны:
  • системность в  просветительской и практической работе с учащимися и  родителями о ценности здорового образа жизни;
  • разнообразные формы работы;
  • привлечение к работе медсестры, психолога;
Слабые стороны:
  • малое количество выездов общим коллективом (учитель ученики, родители);
 
Литература:

 
  1. Арсланова     Р. М. «Будьте здоровы». Начальная школа № 7, 2005 г
  2. Кореева И., Поляков С., Хрущев С. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие – М.: Айрис-Пресс, 2006
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. –М.: АПК и ПРО, 2002
Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие – М.: Баласс, 2012 г.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ