Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание у младших школьников ценностного
отношения к природе во внеурочной деятельности

Ушакова Мария Андреевна
В современном мире наиболее остро стоит проблема взаимодействия природы и человека, состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе. В связи с этой проблемой наиболее актуальной и необходимой является деятельность педагогов начальных классов. Несмотря на усиление экологической направленности содержания образования знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми. Причиной этого является недостаточное внимание к целенаправленному формированию ценностного отношения к природе в начальных классах. Перед учителями начальной школы стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к природе, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, но самое важное это воспитание личностного отношения к природе как жизненно важной ценности, осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сохранении.
Концептуальные подходы к формированию (воспитанию) ценностных отношений изучали М.Г. Казанцева, Л.П. Разбегаева, Н.А. Щуркова. и др. Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников  занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы.  Психологические исследования по вопросам взаимоотношения младшего школьника с природой проводили Н.Н. Вересов, С.Д. Дерябо, А.П. Сидельский и др.
Выдающуюся роль в научной и практической разработке идеи клубной воспитательной работы и широкой популяризации детских клубов сыграл С.Т. Шацкий, клубной деятельностью из современных ученых занималась так же Н.Ф. Голованова
Целью данной работы является выявление эффективных условий воспитания ценностного отношение к природе у младших школьников
Объект исследования: процесс становления у младших школьников ценностного отношения  к природе.
Задачи:
- изучить теоретические основы данного вопроса (уточнить содержание понятий  «ценность», «ценностные отношения», определить особенности нравственного развития в младшем школьном  возрасте);
- рассмотреть процесс становления ценностного отношения к природе у младших школьников;

Понятие “ценность” относиться к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий, оно используется в различных науках для обозначения объектов и явлений, их свойств, а так же абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

В философии понятие “ценность” близко понятию “значение”. Конкретное значение объекта и его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование.
Ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, человек – как носитель ценностного отношения. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов.
В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе. Ключевое слово в данном определении - положительное отношение, ведь эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития, исходя из этого для того, чтобы сформировать ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучения природы и взаимодействия с ней. Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Наиболее точное и полное определение ценностных отношений даёт Н.Е. Щуркова: ”Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека”. Исходя из этого определения, для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников, необходимо показать детям всю её значимость как для общества, так и для самого ребёнка.
Сущность процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобщезначимой ценности в личностно значимую. Став личностно значимой, ценность становится внутренним регулятором деятельности и определяет её направленность. Для того чтобы сформировать ценностное отношение у ребёнка к природе, нужно знать его элементы и охватить их все в своей деятельности. Структурой ценностных отношений являются: когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий компоненты.
Когнитивная компонент состоит из знаний об объектах и ситуациях деятельности. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивных компонентов, является импульсом систематизации знаний, а также поведенческой готовности.      Поведенческая компонент приводится в состояние установленной ценности в зависимости от процессов, происходящих в когнитивных и эмоциональных подсистемах. Каждый из компонентов обладает определенной функциональной заданностью: когнитивный реализует информационно-фиксирующую и обобщающую функции, эмоционально-оценочный – эмоционально-императивную, мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.
Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии нравственных понятий и, в частности, экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако было бы опрометчиво полагать, что младший школьный возраст однозначно предрасположен к усвоению лишь позитивных влияний экологического характера. Общая сенситивная обостренность может быть притуплена и даже заглушена вообще в зависимости от целого ряда негативных явлений общественной и индивидуальной жизни. Объективному становлению отношению к природе как ценности противостоит урбанизация жизни, ведущая за собой разрастание города, вторжение его на природную территорию. В связи с этим, природа предстаёт перед городскими детьми как экзотическое явление. Так же, к сожалению, дети быстрее перенимают отрицательные примеры поведения взрослых в природе, что затрудняет впоследствии формирование гармоничного отношения к природе.
Природа, как и общество, выступает в качестве основного источника формирования отношений и ценностей личности. Природа - окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, она представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Из этого определения следует, что человек является частью природы, несмотря на это часто она воспринимается лишь как совокупность естественных условий существования человека, это приводит к тому, что природа начинает рассматриваться в противопоставлении  с человеком, поэтому меняет смысл взаимоотношений человека и природы и соответственно характер воспитания.
В начальной школе начинается систематическое изучение природы и целенаправленная работа по воспитанию бережного отношения к природе. У детей значительно возрастают знания о природном окружении человека, о взаимосвязях в природе и о потребностях растений и животных, необходимых для поддержания их жизни. Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость. Как правило, эмоциональное восприятие мира у детей данного возраста преобладает над рациональным, поэтому учителю необходимо развивать мир воображения, образов, фантазии и творчества. В ребёнке необходимо развивать чувствование природной красоты, гармонии, способность восторженного отношения к ней, переживания чувства прекрасного, восхитительного. Изучение и приобщение детей к природе осуществляется, прежде всего, в системе уроков, органически взаимосвязанных между собой экологическими идеями, раскрывающими единство и взаимосвязь в природе и обществе. Однако на каждом уроке по предмету реализуется определенная программа, для которой формирование ценностного отношения к природе является сопровождающей, а не основной, поэтому на уроках у учителя нет возможности в полной мере охватывать все компоненты ценностных отношений. Исходя из этого, можно говорить о том, что при воспитании ценностного отношения к природе, учитель не может ограничиваться только учебной деятельностью, основой воспитания ценностного отношения должна стать воспитательная деятельность, которая не ограничена определенной программой и даёт учителю возможность охватить все компоненты ценностных отношений.
Как правило, экологические курсы: окружающий мир, неделя экологии, экологические игры, проекты, предлагаемые в школе, выступают как ещё один общеобразовательный предмет, что не даёт детям проявить свой творческий потенциал. Важно не ограничивать взаимоотношение детей с природой  лишь теоретическими знаниями, а сформировать их практическую деятельность, познакомить детей с окружающим миром, научить правильно понимать и уважать его, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.  Важным в обеспечении успешности выполнения данных задач является отношение самого педагога к миру природы, ведь именно взаимоотношения педагога и природы будут идеалом для построения отношения между природой и учеником. Учителю необходимо поставить в основу воспитания цельную систему, компонентами которой являются человек и природа, показать что, в такой системе не может быть главенствующего элемента. В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо  выделили функции взаимодействия человека и окружающего мира:
- психофизиологическая функция (взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом)
- психотерапевтическая функция (взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений)
- реабилитационная функция
- эстетическая функция (взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения её эстетических потребностей)
- познавательная функция (взаимодействие с миром природы удовлетворяет познавательные потребности личности, способствует её интеллектуальному развитию)
- функция удовлетворения потребности в компетентности (потребности компетентности выражаемая формулой “Я могу”, является одной из важнейших потребностей человека)
- функция общения.
Таким образом, для формирования ценностного отношения к природе у младшего школьника необходимо выработать способность эмоционального переживания актов общения с природой, сформировать отношения к природе как партнёру человеческого общения, теоретические знания совмещать с практическими, раскрывая весь потенциал взаимодействия человека с природой.
Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми и подростками обладает клубная работа во внеурочной деятельности. “Клуб”- анг. – общение по интересам. Клуб самоценен для людей, в него вошедших. Клубы детские и подростковые - общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.
Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, выходящее за рамки делового общения, принятого в учебной деятельности. Самый главный принцип работы клуба – добровольность.
На всех этапах развития общества школьные и внешкольные клубы всегда выступали как новые формы воспитательной работы. Это интереснейшее явление происходит от того, что они непрерывно эволюционируют, всегда сохраняют атмосферу непринуждённого собрания равноправных членов-единомышленников, где каждый может проявить свой талант и свою индивидуальность.
В клубе расширяются познавательные интересы детей, развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность, творческие способности. Хороший результат достигается в воспитательном процессе, когда для работы в клубе привлекаются родители учащихся. Тем самым решается проблема семейного отдыха, родителям становятся ближе вопросы школьной жизни.
Подготовительная работа при создании клуба состоит из нескольких этапов:
- проинформировать
- объяснить
-заинтересовать
- провести анкетирование
- организовать работу самого клуба
Клуб предполагает более разнообразные методы организации занятий, чем на школьных уроках: беседы-споры, обсуждения книг и статей, конкурсы, турниры, путешествия и т.д. Клуб побуждает учителя не замыкаться в своей школе, а устанавливать связи с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотеками, привлекать специалистов из числа родителей, бывших выпускников школы, увлечённых и интересных людей.
Клуб эффективно реализует свои воспитательные функции, если его деятельность станет органичным элементом школы. При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы. По отношению к школе и к ее структурным элементам, прежде всего, к классу, клуб выполняет три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.
Компенсаторная функция проявляется в том, что, в деятельности по интересам ребенку легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, так же в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».
Клубная деятельность стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса».
Интегративная функция клуба по отношению к школе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой -клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.
Основными формами клубной работы являются групповая, коллективная и индивидуальная. Не только индивидуальная, но и хорошо организованная групповая деятельность помогает индивидуальному развитию личности. Работая в группе, дети эмоционально влияют друг на друга, ребёнок старается показать себя с лучшей стороны.
Ребёнку важно видеть результаты своей деятельности, сравнивать их с другими, это помогает не терять интерес к результатам  своей работы. Поэтому так важно включать конкурсы, турниры в клубную деятельность. Очень важно для детей, чтобы их усилия и творчество были оценены  и взрослыми, и товарищами.
Для младших школьников необходима чёткая дозировка времени работы при последующем его удлинении. Но для этого необходимо что-то необычное, яркое, такое, что они не смогут увидеть на уроке, смена впечатлений и деятельности не вызовет утомляемости и скуки. Для этого необходимо главное условие работы клуба – их непосредственное участие в происходящем.
Во главе клуба - совет, который состоит из педагога-организатора, учащихся, родителей. У клуба есть устав, эмблема, девиз. У членов клуба есть удостоверения с фотографией, что придаёт ребёнку чувство ответственности. На заседаниях совета клуба обсуждаются все организационные вопросы: распределение обязанностей, планирование работы, подготовка мероприятий, обсуждение предложений членов совета, подведение итогов о проделанной работе.
Можно выделить несколько принципов клубной работы:
- клубная деятельность становится фактором развития личности только тогда, когда она — сама деятельность, когда ребенок выступает субъектом ее планирования, организации проведения, оценки. Поэтому замыслы следует обсуждать с детьми.
- в клубной деятельности важно ограничить число запретов: чем меньше запретов, тем выше гарантированность их соблюдения. Чем больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество.
- успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена. Речь идет именно о полномочиях, о сочетании прав и обязанностей, а не только об обязанностях, возложенных педагогом. Инструментовка любого задания производится не с позиции «должен», а с позиции «иметь право».
- Успех каждого в клубе должен присутствовать непременно. Ситуация успеха нужна ребенку, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития.
Клубная деятельность является наиболее успешной формой организации воспитательной работы школьников по формированию ценностного отношения к природе, так как обладает большим разнообразием форм организации деятельности членов клуба, но главное - это основной принцип работы клуба - добровольность, без которой невозможно достичь поставленной цели.

Литература:
  1. Бурова Л. И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. М.: Прометей, 1997.
  2. Дежникова Н.С. Модели экологического воспитания детей. - М.: Ред.-изд.центр, 2005.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин С.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов- на-Дону, 1997.
  4. Ермаков Д.С. Учимся решать экологические проблемы: методическое пособие для учителя. – М: Шк.Пресса,2002.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ